Магазин облачных сервисов и решений

подробнее

Техподдержка

Alibaba без 40 разбойников: как рождаются гениальные идеи

На Западе любят рассказывать о том, как китайский гигант электронной коммерции Alibaba, в прошлом году придя на биржу Нью-Йорка, продал часть своих акций за ошеломительную сумму в 25 млрд долларов - крупнейшую в истории биржи. История компании Alibaba удивительна. Из небольшого стартапа в маленьком городе Ханчжоу, продвигающего площадку для торгов между небольшими компаниями, Alibaba переросла в настоящий конгломерат, включающий в себя электронную площадку для ауционов Alibaba.com, интернет-магазин AliExpress, крупнейший в Китае онлайн-рынок розничной торговли Taobao.com и даже платформу для электронных платежей Alipay.

Своим успехом компания обязана гениальному инноватору Джеку Ма, причем Alibaba была не его первым интернет-проектом. В начале 90-х, когда Интернет в Китае еще не получил массового распространения, Джек Ма уже открыл сайт China Pages — китайские "Желтые страницы".

«В день, когда мы подключились к Интернету, я пригласил к себе друзей. Мы три часа ждали, пока загрузится полстраницы. В ожидании мы выпивали, смотрели телевизор, играли в карты. Но я был так горд. Я доказал (своим гостям), что Интернет существует», — вспоминал Ма. Однако из-за технической неподготовленности китайской инфраструктуры и самих пользователей этот проект пришлось закрыть.

Важной вехой в жизни Джека Ма стало знакомство с сооснователем Yahoo! Джерри Янгом в 1999 году. Вскоре после этого Джек и 17 его друзей в родном городе Ханчжоу основали Alibaba. Из-за крайне стесненного финансового положения сотрудники Alibaba работали прямо в квартире Ма. Однако уже на первом собрании Джек заявил о своих наполеоновских планах завоевать китайский рынок и составить достойную конкуренцию Америке: «Наши мозги так же хороши, как и американские, поэтому мы смеем конкурировать с ними. Если мы хорошая команда и знаем, что хотим сделать, то каждый из нас сможет победить десяток соперников».

Знаковым в жизни компании считается 2002 год, когда после трех лет убыточной деятельности прибыль компании составила один доллар. Сейчас Alibaba контролирует 80% китайского рынка онлайн-торговли, число клиентов превышает 280 млн человек, а годовой оборот приближается к 300 млрд долларов. В 2013 году доходы Alibaba и Taobao превысили 170 млрд долларов — больше, чем у Amazon и eBay вместе взятых. Сейчас Alibaba Group контролирует около 80% китайского рынка электронной торговли.

Интересно, что Taobao, аналог eBay, Джек Ма также запустил в своей квартире, несмотря на то, что Alibaba к тому времени уже приносила доходы. Сделал он это для того, чтобы сохранить корпоративную культуру, которую считает важным элементом успеха. Управляя компанией, Джек Ма старается избегать децентрализации решений. Для этого он постоянно сегментирует конгломерат, разбивая его на небольшие подразделения. В 2013 году, перед тем как покинуть свой пост CEO, он разбил компанию на 25 отделов, каждый из которых теперь функционирует по правилам стартапа.

В 2014 году Alibaba начала выходить и на другие прибыльные китайские рынки, от банковской индустрии до сферы развлечений. Например, созданный на основе платежной системы Alipay инвестиционный фонд Yu’e Bao уже в первый год своей работы привлек около 82 млрд долларов. По сравнению с другими китайскими банками, Yu’e Bao предлагает более выгодные проценты, чем и привлекает клиентов. Помимо этого, компания уже вывела на рынок ряд музыкальных, игровых, блоговых сервисов и даже выкупила контрольный пакет акций медиахолдинга ChinaVision Media Group, переименовав его затем в кинокомпанию Alibaba Pictures. В планах последней — выпускать 8-10 фильмов в год.

Могущество Alibaba настолько велико, что компания даже изобрела национальный праздник. Каждый год 11 ноября Китай отмечает "Singles day", или "День холостяков", созданный как противоположность Дню Святого Валентина. К этой дате многие компании стали приурочивать распродажи, так что сейчас "День холостяков" стал аналогом американской "Черной пятницы". В 2013 году 11 ноября Китай установил мировой рекорд онлайн-продаж в Интернете, только за первый час работы собрав около 3,1 млрд долларов.

Инновационный подход к делу, постоянная работа над расширением сфер влияния, вывод на рынок новых сервисов и поддержка корпоративной культуры стали ключевыми факторами успеха Alibaba. Стимулировать рост новых идей можно начинать с азов — внедрения эффективных решений для управления проектами и взаимодействия в коллективе. И здесь i-Oblako может предложить немало удобных и полезных инструментов: сервис для планирования и отслеживания бизнес-задач TeamTools Проекты или, например, Удаленный рабочий стол для организации мобильных рабочих мест для сотрудников. 

Все публикации