Магазин облачных сервисов и решений

подробнее

Техподдержка

Четыре неудачных способа сказать «извини»

Признавать свои ошибки всегда трудно, но еще сложнее — извиниться перед тем, кого мы невольно обидели, поставили в неприятную ситуацию. Для поддержания гармоничных отношений на работе умение извиняться — одно из важнейших качеств. Ведь таким образом вы показываете человеку, что цените его и его точку зрения. К сожалению, не каждый может похвастаться умением улаживать конфликты. В этой статье мы расскажем, как извиняться точно нельзя.

126Энди Молински (Andy Molinsky), профессор международного менеджмента и организационного поведения, а также автор ряда книг по психологии, считает, что простого «прости» недостаточно и что неправильное извинение ведет к ухудшению качества отношений. Энди выделяет четыре типичные ошибки, которые допускают многие люди, когда приносят свои извинения.

Ошибка 1. Пустое извинение

«Извини, я же сказал (а) извини»

Пустое извинение не несет в себе никакого эмоционального посыла. Так говорят люди, которые понимают, что им нужно извиниться, но раздражение или гнев не позволяют вложить в извинение реальное чувство сожаления. Так и возникают слова, характеризующие эмоции, но на деле не несущие никакой эмоциональной нагрузки. И собеседник это прекрасно понимает.

Ошибка 2. Чрезмерное извинение

«О, мне так жаль! Я совсем не хотел (а). Я могу что-то сделать? Я так сожалею об этом»

В теории извиняться значит признавать ошибку и восстанавливать испорченные отношения. Однако с таким чрезмерным рвением эта задача не выполняется. Создается впечатление, что человек начинает тянуть одеяло на себя, рассказывая о собственных чувствах. Эмоциональное состояние пострадавшей же стороны при этом игнорируется. Здесь есть два варианта развития событий. Первый — когда человек вкладывает в свое извинение неоправданно сильные эмоции, раздувая из мухи слона. Ведь согласитесь, извинение за опоздание на работу и извинение за то, что случайно подставил коллегу, — это совершенно разные по важности события. Второй вариант — когда человек извиняется по несколько раз подряд, так что пострадавший уже вынужден убеждать его в том, что все в порядке, что он прощен. В обоих случаях в фокусе извинения — совершивший ошибку человек, а вовсе не чувства задетой стороны.

Ошибка 3. Неполное извинение

«Мне очень жаль, что так произошло»

Эффективное извинение состоит из четырех важных компонентов: взятие ответственности за свою вину, выражение сожаления, просьба о прощении и обещание постараться больше так не делать. Неполное извинение может содержать несколько из этих компонентов, но не все. Например, человек может взять на себя ответственность за произошедшее, но не извиниться. Либо выразить сожаление, но не признать своей вины. Любой из вариантов не поможет наладить отношения. Если речь идет о незначительных промахах, извиниться можно и в письме. Например, с облачной корпоративной почтой CloudMail отправить сообщение коллеге не составит труда. Почта доступна на любом мобильном девайсе, так что ваше извинение будет прочитано весьма оперативно.

Ошибка 4. Отрицание

«Это не моя вина»

Самый неконструктивный вариант — это, конечно, отрицание собственной вины. Человек может быть сильно раздражен, зол на ситуацию в целом. Могут включиться и механизмы защиты. В любом из этих случаев следует ненадолго взять паузу, обдумать ситуацию, а затем решить для себя, что важнее: доказать свою непогрешимость или наладить испорченные отношения с коллегами. 

Все публикации