Магазин облачных сервисов и решений

подробнее

Техподдержка

Облачные расходы: у кого и почему не получается сэкономить?

Уже написано немало статей о том, как облака помогают сократить расходы. Да и в нашем блоге мы не раз повторяли, что облачные технологии — это прямой путь к экономии. Но в этой статье речь пойдет совершенно о противоположном — о том, как облака могут эти расходы... увеличить. В 2014 году компания IDG провела исследование и выяснила, что лишь 43% компаний, принявших участие в опросе, облака помогли снизить расходы на ИТ, причем 20% добились этого, снизив затраты на ИТ-персонал. Почему же ожидаемого результата получили менее половины заказчиков облачных сервисов?

Облачные технологии для многих стали синонимом простоты и эффективности. За пару кликов арендуешь сервис, платишь лишь за те виртуальные ресурсы, которые используешь, загружать голову техническими вопросами не надо (ведь все решит провайдер облачных услуг) — это ли не сказка? Но, оказывается, на одних лишь облаках далеко не уедешь. Компания ReRez совместно с Symantec опросили более трех тысяч организаций из 29 стран, чтобы узнать, насколько рационально они используют облачные мощности. Выяснилось, что у большинства компаний этот показатель едва превышает 17%. Более того, половина организаций призналась, что практически не уделяют внимание удалению дублированных данных. Это значит, что компании арендуют в два раза больше ресурсов, чем им на самом деле нужно.

С этим связана и еще одна причина лишних расходов — банальная невнимательность. Когда счета за облачные услуги приходят раз в месяц, очень легко расслабиться и перестать следить за потреблением ресурсов. А ведь это нужно делать каждый день, чтобы в конце месяца удивленно не смотреть на графу «итого к оплате». Зачастую, когда вся инфраструктура расположена в стороннем ЦОДе, ее сложно воспринимать как собственность организации, пусть даже временную. Но такой подход необходим. Любые облачные сервисы, которыми пользуется компания, следует четко контролировать.

В качестве иллюстрации приведем реальную историю из жизни. Технический директор популярного стартапа Slideshare Джонатан Баутел долгое время управлял своими облачными расходами практически "на коленке": в отдельный файл он собирал данные по использованию IaaS и SaaS-сервисов. В свое оправдание Джонатан сказал, что хотя бы делал это не в экселевской табличке, а в Google Docs. Такая система работала замечательно, пока в один прекрасный день не произошел инцидент. В один из четвергов Джонатан подключил 50 дополнительных серверов, чтобы протестировать нагрузку. И надо же было такому случиться, что именно в это время Slideshare перестал работать.

Естественно, все программисты бросились поднимать сайт, оставив (как вы, наверное, уже догадались) включенными все 50 серверов. Просидев над решением задачи сутки напролет и закончив только в пятницу вечером, они с чувством выполненного долга отправились домой отдыхать. В понедельник же, придя на работу, программисты обнаружили, что те сервера все еще работают. Как думаете, сколько стоит аренда 50 серверов на 3 дня? Им она обошлась в 5 тысяч долларов, причем выкинутых абсолютно впустую. И такие ситуации происходят сплошь и рядом.

Именно поэтому стоит вдумчиво относиться к расходам на ИТ-инфраструктуру, пусть даже облачную. Мы рекомендуем выбирать сервисы, которые снабжены автоматической системой мониторинга, тогда ни одна копейка не будет потрачена без вашего ведома. Например, в сервисе MakeCloud, отвечающем за построение виртуальной инфраструктуры, используется open source система мониторинга. Информация по расходованию виртуальных мощностей отображается в ней в графиках в режиме реального времени. Таким образом, подписчики MakeCloud всегда знают, сколько серверов они используют и какой процент их загрузки.

Все публикации